]> www.wagner.pp.ru Git - fiction/jasmina.git/blob - iron.txt
Исправлены опечатки замеченные Игорем Суворовым <igor.s.243@i.ua>
[fiction/jasmina.git] / iron.txt
1 50000 тонн железа
2 -----------------
3
4 *Дели, 30 июня 1807*
5
6 Корнуоллис примчался в Дели со всей возможной скоростью. Как он
7 ухитрился за три дня добраться от Калькутты до Бенареса, это совершенно
8 непонятно. Но от Бенареса до Дели уже вполне функционировала железная
9 дорога, и курьерский поезд доходил за  сутки.
10
11 Откуда генерал-губернатор успел  так быстро после заключения Тильзитского
12 мира узнать о присоединении России к континентальной блокаде? Вроде ж в 
13 европейских газетах, которые с момента пуска телеграфной линии
14 Европа-Лахор, передаются в Дели и Калькутту по телеграфу, этого
15 условия не публиковали. Или оно просчитывается?
16
17 Никаких специальных инструкций к нему не поступало, это наша служба
18 контроля за телеграфом могла гарантировать. Только обычные новости. Но
19 новости из Тильзита пришли в тот же день. До Тильзита русские уже
20 телеграф дотянули.
21
22 Кстати, телеграфная связь с Англией, по линии, идущей через Афганистан,
23 Хорезм, Россию и Швецию вполне продолжала работать. Ей совершенно не
24 мешало то, что Швеция находится в состоянии войны с Наполеоном, а Россия
25 уже нет. Будем надеяться что в секретных протоколах Тильзитского мира
26 в этой реальности нет ничего про прерывание связи Англии с Индией. А то
27 ведь Империя Моголов ни с Россией ни с Францией не ссорилась, а если
28 наши телеграфные линии начнут резать — поссорится. 
29
30 В общем, почему заключение мира Франции с Россией так взволновало
31 генерал-губернатора Британской Ост-Индской Компании, и причем здесь
32 Империя — понятно. Поставки железа и пеньки, необходимые Королевскому
33 Флоту, прекратились. И нужно срочно изыскивать замену. А у кого в этой
34 реальности есть в достатке доменные печи и мартены(вернее, здесь они
35 называются лебоны)? Только у нас. Я уже начал прикидывать, какие
36 железнодорожные проекты можно свернуть и строительство каких мостов
37 притормозить, чтобы выделить необходимые количества железа на экспорт. 
38
39 Все же, несмотря на то, что за прошедшее десятилетие мы построили очень
40 неплохую по местным меркам металлургию, железа нам постоянно не хватало.
41
42 Но тут Корнуоллис озвучил цифры. Оказалось, Англия закупала в России
43 всего три миллиона пудов железа в год. Меньше 50 тысяч тонн. Да столько
44 у нас на складах готовой продукции лежит. Поднять выплавку на такое
45 количество, для нас это всего два процента, мы можем особо не
46 напрягаясь, только платите.
47
48 — Первое, — стала ставить условия Ясмина. — Доставка железа в
49 Великобританию на наших кораблях. Первый корабль, семь с половиной тысяч
50 тонн груза, выйдет в море через сутки, максимум двое, после того, как мы
51 получим официальное сообщение о том, что английский парламент внес
52 поправки в Навигационный Акт, включив Империю в число тех стран, которые
53 могут ввозить в Англию свои товары на своих кораблях.
54
55 Насколько я понимаю, это и в ваших интересах. Флот Компании состоит из
56 полутора сотен небольших тихоходных судов, грузоподъемностью не более
57 500 тонн. Они полностью загружены
58 перевозкой селитры, тканей и прочих традиционных товаров вашей Компании.
59 Увеличить грузопоток на 50 тысяч тонн в год вы не в силах. Для нас  50
60 тысяч тонн это 7 рейсов любого из наших новых пятимачтовых барков.
61 Учитывая их скорость, они обернутся минимум четыре раза в год. Нам
62 придется выделить на эту линию только два корабля. Столько у нас есть.
63
64 Более того, мы можем пойти на задержки по бразильским контрактам и
65 поставить сейчас на линию четыре корабля. Чтобы в текущем году доставить
66 вам 50 тысяч тонн, хотя полгода уже прошло.
67
68 Теперь пенька. Нет, увы, у нас нет 3 миллионов пудов пеньки. Наша
69 конопля, как вы знаете, больше подходит для того, чтобы ее курить, чем
70 для изготовления канатов, да и таких холодных рек как в России, для её
71 вымачивания у нас нет. Но могу предложить вам джут. Мы сами используем
72 сейчас в нашем флоте преимущественно его, плюс еще хлопковую ткань
73 тройного плетения для парусов.
74
75
76 * * *
77
78 *Лондон, 1 июля 1807 года*
79
80 — Это что, передавалось открытым текстом? — спросил герцог Портлэнд,
81 премьер-министр, у Джорджа Кэннига, секретаря иностранных дел,
82 протягивая ему лист с эмблемой Императорского Могольского
83 Трансконитентального телеграфа.
84
85 — Видимо, да. Не знаю, как в ОИК, но когда наши послы в Петербурге или
86 Стокгольме шлют шифротелеграммы, на таких листах приходят бессмысленные
87 группы букв и цифр. А наши шифровальщики пишут уже на бланках Форин
88 Оффис. 
89
90 — Значит это читали в Петербурге? 
91
92 — Наверняка. И в Стокгольме тоже.  А что это?
93
94 — Это коммерческое предложение, которые Императорские Мастерские Дели
95 делают Казначейству Великобритании. Поставки железа, стали и джута в
96 количествах, сравнимых с прошлогодним российским экспортом, но сильно
97 дешевле. Потом смотрите, что они нам предлагают: тут десяток разных
98 сортов стали, я уже отправил копию с курьером в Вулвич Конгреву, этот
99 молодой человек разберется, что нам нужно и зачем. Кроме того —
100 откованные клинки для кавалеристких сабель и палашей принятого у нас
101 образца, ружейные стволы, лопаты и кирки, всякое мелкое чугунное литье 
102 и кованные детали для флота, гвозди разных размеров. И всё это на вес, 
103 по цене от полутора до двух цен стальных слитков. Причем с доставкой
104 «В любую защищенную бухту Британских островов с глубинами не менее 30
105 футов. Перегрузка на баржи входит в стоимость»
106
107 — По-моему, совершенно замечательно.
108
109 — Мне так не кажется. Я посовещался с Хавкесбери, и он полагает, что мы
110 фактически убъем английскую промышленность, если закроем потребности
111 армии и флота импортом. Но вариантов у нас нет. Надо соглашаться.
112
113 * * *
114
115 *Ливерпуль, 20 августа 1807*
116
117 Несколько пожилых людей в одежде, выдающей зажиточность, стояли на
118 берегу эстуария реки Мерси и наблюдали за тем, как из моря в устье реки
119 заходит огромный пятимачтовый корабль. Вот он лег в дрейф и стал
120 спускать два огромных паровых катера, пары в которых были разведены
121 заранее. 
122
123 Катера приняли буксиры, один с носа, второй с кормы и принялись
124 сноровисто разворачивать гиганта вдоль течения реки.
125
126 Рядом с пожилыми людьми стоял молодой человек в форме капитана
127 Королевского флота, а рядом с ним юноша, почти мальчик, в форме мичмана.
128
129 — Капитан Кохрейн, — спросил мальчик. — А как они ухитрились построить
130 такой большой корабль, что он не переламывается на волне?
131
132 — Не знаю, Фредерик, — ответил тот. — Говорят что они строят корабли из
133 железа. Но так вот с виду по нему и не скажешь. Покрашен белой краской,
134 как обычный деревянный.
135
136 — Молодой человек, — вдруг обратился к нему один из пожилых
137 джентлеменов. — Если вы рассеете наше невежество по части некоторых
138 аспектов морского дела, мы постараемся помочь вашему юному другу в
139 с вопросами, связанными с железным строительством.  Позвольте
140 представиться, Джон Уилкинсон, промышленник.
141
142 — Томас Кохрейн, капитан Королевского Флота. А этот юноша — мичман
143 Фредерик Мариэтт, можно сказать мой подопечный.
144
145 Фредерик тем временем забыл про огромный корабль и буквально ел глазами
146 своего собеседника. Вернее его шляпу-котелок. Уилкинсон заметил это и
147 улыбнулся.
148
149 — Что, юноша, впервые видишь железную шляпу? Она действительно из
150 железную, можешь потрогать, — с этими словами он снял с шляпу с головы и
151 протянул юному мичману. — Как видишь, из железа можно делать шляпы. И
152 корабли тоже можно. Я уже пробовал. Правда, не такие большие как мистер
153 Серж ибн-Базиль строит в Карачи, но всё же. И мосты можно. И даже можно
154 добиться того, чтобы оно весило меньше, чем деревянная конструкция такой
155 же прочности.
156
157 Но мне бы хотелось посмотреть на это чудо техники поближе.
158
159 Тем временем барк встал на якорь прямо напротив компании джентльменов. Один
160 из катеров отделился от него и запыхтел по направлению к баржам, стоящим
161 у берега прямо у собеседников. Когда катер подошёл к берегу, Уилкинсон
162 попросил Фредерика отнести командиру катера свою визитную карточку для
163 передачи капитану барка.
164
165 Прочитав фамилию на карточке, командир вскочил на кницу и, взяв в руки
166 по довольно большому флажку, начал ими размахивать. Вахтенный на шканцах
167 барка тоже вытащил флажки и стал что-то отвечать, пользуясь той же
168 сигнальной системой. Потом молодой человек в чалме, вальяжно
169 прогуливавшийся по шканцам что-то ему сказал, и тот замахал флажками еще
170 интенсивнее.
171
172 Фредерик выскочил из катера и бегом подбежал к Уилкинсону:
173
174 — Сэр, капитан Муиз-уд-дин Султан приглашает вас и ваших спутников на
175 посетить его корабль в любое удобное для вас время. Хоть на этом катере.
176
177 Потом посмотрел на Кохрейна умоляющим взглядом.
178
179 — Муиз-уд-дин говоришь? — переспросил тот. — Сэр, вы позволите нам с
180 Фредериком войти в число ваших спутников.
181
182 — Да пожалуйста, — сказал Уилкинсон, которому юный мичман был чем-то
183 симпатичен. — А вы где-то уже слышали имя этого капитана?
184
185 — О, да — ответил Кохрейн. — Во-первых, это майсурский принц, один из
186 сыновей Типу Султана. Во-вторых, во время войны за Гуджарат шесть лет
187 назад, он командовал отрядом броненосных паровых канонерок. В-третьих,
188 полтора года назад на Сандвичевых Островах он возглавил флот короля Каумауалии
189 в войне с королем Камехамеха.  Камехамеху поддерживали британские купцы.
190 У него были корабли европейской постройки, пушки и ружья в больших 
191 количетсвах.
192
193 У Каумауалии не было ничего кроме туземных пирог и некоторого количества
194 ружей. Когда железные изделия Лахорского механического завода
195 пускают ко дну арабские доу, это неудивительно. Гуджаратскую войну
196 выиграли не майсурские принцы, её выиграли Рихард Беринг и ибн-Базиль. 
197
198 Но разгромить флот из десятка шлюпов европейского образца с помощью
199 флота из туземных пирог, это уже собственное достижение вон того
200 молодого человека на шканцах барка.
201
202
203
204