]> www.wagner.pp.ru Git - fiction/jasmina.git/blob - engine.txt
беседа с ткачами
[fiction/jasmina.git] / engine.txt
1 Уатт медленно прошёлся вокруг странной конструкции, три фута шириной и
2 шесть длиной, объединявшей в себе котельный агрегат и паровую машину.
3
4 — Вы знаете, Уильям, — обратился он к Конгреву, — я такое повторить не
5 смогу.
6
7 — Как?! — удивился тот. — Вы, изобретатель паровой машины, имея образец,
8 не сможете повторить то, что в Индии производят чуть ли не десятками в
9 день, минимум на двух заводах — в Дели и Лахоре.
10
11 — Вот именно, что у них есть два завода.  И у них есть тысячететние
12 традиции обработки металла, которых нет нигде в Европе. Вы посмотрите на
13 это, — механик ткнул пальцем в шток поршня, матово блестящий смазкой. —
14 Это сталь. Не чугун, а сталь, но это явно отливка. Никто в Европе не
15 умеет лить сталь. А они, как вы говорите, производят стальные отливки
16 сотнями в день на нескольких заводах.  Но самое удивительное в этой
17 машине, это котёл. Я в своё время был категорически против, когда
18 Тревитик хотел установить на паровой повозке котёл с давлением в пять
19 атмосфер, считал что это очень опасно. А тут не котёл, а витая трубка
20 какая-то. На вид совершенно несерьёзно. Но рабочее давление пятьдесят
21 атмосфер. Пятьдесят, Уильям. И судя по вашим словам они доверяют
22 эксплуатацию этих машин неграмотным ткачам. Это всё потому, что у них
23 есть металл, который в полсотни раз прочнее нашего.
24
25 Мы с Уилкинсоном три дня возились с этой машиной. Джон просто плакал от
26 зависти, видя тот уровень обработки железа, который у них доступен для
27 массовой выделки. Глядя на эту машину я вполне готов поверить в страшные
28 рассказы про железный корабль, неуязвимый для ядер, разгромивший
29 какой-то отряд под Бенаресом. И в пушки, стреляющие десять раз в минуту.
30 И в железный мост через Инд или Ганг.
31
32 А Уилкинсон теперь мечтает о поездке в Индию. Он всегда был немножко
33 сдвинут на металлургии, и теперь ему хочется увидеть эти чудеса своими
34 глазами. Ну и что, что ему уже за семьдесят. Питер Вульф его на год
35 старше, но ведь уехал. И теперь пишет оттуда письма, переворачивающие
36 все представления о химии.
37
38 Вы знаете Уильяма Волластона? Младшего партнера Смитсона Теннанта из
39 Кембриджа. 
40 Наверняка ведь по вашим ракетно-взрывчатым делам вам приходилось иметь
41 дело с этой фирмой.
42
43 Уилкинсон с ним тесно сотрудничает по части теоретических изысканий в
44 области обработки металлов. Конечно Волластон больше интересуется
45 платиной, чем железом, но созданные им приборы очень помогают в
46 определении качества металлических отливок.
47
48 Так вот, мы с Джоном, когда поняли что не можем определить, какие именно
49 сплавы употребляются в различных деталях этой машины, пригласили его для
50 консультаций. Его новый аппарат позволяет определять состав сплава,
51 разлагая с помощью призмы Ньютона свет, испускаемый раскаленным добела
52 металлом. 
53
54 Мы установили, что в этой машине используется как минимум пять разных
55 видов стали. Причем, похоже, что дело не в том, что это руды с разных
56 месторождений, а в том, что эти примеси вносились в металл при плавке
57 намеренно. 
58
59 Причем, Волластон утверждает, что некоторые из этих примесей
60 представляют собой доселе неизвестные химические элементы.
61 Это, впрочем, неудивительно. В одном из писем Вульфа написано, что на
62 Земле имеется 90 элементарных веществ, из них более 60 — металлы.
63 А нам известно пока что куда меньше. Если бы этот молодой швед, Шееле,
64 не погиб так нелепо двадцать лет назад, может быть мы знли бы больше.
65
66 Кстати, о шведах. Во всей огромной коллекции Уилкинсона мы нашли только
67 один образец стали, содержащий мало фосфора. Он был как раз
68 произведен где-то в глухом медвежьем углу Швеции. То ли у них там в
69 Индии такие же высококачественные руды, как в Швеции, то ли они умеют
70 как-то удалять из стали избыток фосфора, который приводит к повышению
71 хрупкости.
72
73 Слушая эту взволнованную речь изобретателя паровой машины, начальник
74 секретной лаборатории Вулвичского Арсенала всё больше и больше мрачнел.
75
76 — Значит, вы говорите, мистер Уатт, что эта машина обязана своими
77 характеристиками уровню металлургии, который сейчас в Англии недостижим?
78
79 — Не только, сэр Уильям, не только. Тут ещё есть уровень
80 металлообработки. Вот как они сделали эту витую трубку, на которой нет
81 ни единого шва? Подобные вещи делают ювелиры из мягких драгоценных
82 металлов, но тут-то сталь. Уилкинсон, вы знаете, он крупнейший в Англии
83 специалист по сверлению стволов, плакал, когда мы замеряли зазоры между
84 деталями. 
85
86 — Про металлообработку у них рассказывают странные вещи. Говорят, что
87 можно купить болт у кузнеца в Ширкапуре, а гайку — в Бенаресе, и эта
88 гайка навернётся на этот болт. Но это, увы, на уровне слухов. Ну то есть
89 наши агенты действительно покупали болты и гайки по всей Империи, и
90 действительно они подходят друг к другу. Но получить информацию о том,
91 как они это делают, нам пока не удалось. Мы потеряли нескольких агентов
92 при попытке их внедрить на Лахорский завод. Мы попытались внедрить
93 нескольких мальчишек подмастерьями к кузнецам, чтобы добраться если не
94 до паровых машин, то хотя бы до техники попроще, но поработав несколько
95 месяцев те почему-то вдруг проникались имперским патриотизмом и
96 отказывались от дальнейшего сотрудничества.
97
98 При этом там, в самом сердце Империи, сидят английские эксперты — тот же
99 Вульф, наверняка известный вам Тревитик, и работают почему-то на
100 императрицу Ясмину, а не на короля Георга.
101
102 — А вы уверены, сэр, что интересы короля Георга и императрицы Ясмины
103 противоречат друг другу? Вам же продали эту машину.
104 Тесть Тревитика, Джон Гарвей, запатентовал его имени в Англии почти всё
105 интересное, касающееся этой машины, и ещё уйму всего про паровые
106 экипажи. Когда я смотрел эти патенты, я кусал себе локти. Потому что
107 сделать паровую повозку в обход них — вместо красивой и мощной машины,
108 которые, как говорят, уже вытеснили конные дилижансы на трассе
109 Бенарес—Пешавар, получится какое-то уродство вроде телеги того француза,
110 которая проломила стену Арсенала.
111
112 И тут Гарвей приходит ко мне с предложением — лицензия на все его
113 патенты в обмен на лицению на все мои. Это при том, что он мог бы просто
114 подождать. Срок действия моих патентов истекает буквально в ближайшие
115 год-два.
116
117 Спрашивается, зачем бы ему это делать, если Тревитик не собирается в
118 ближайшее время продавать в Англии такие машины? Кстати, Гарвей приезжал
119 ко мне в Бирмингем на паровой пролётке, которая смотрелась весьма
120 изящно. Не тот сухопутный пакетбот, описание которого вы мне показывали,
121 а весьма изящное ландо. Кучер-механик у него был явно из Индии.
122
123 * * *
124
125 Премьер-министр Гренвиль выслушал доклад Конгрева. 
126
127 — Ну что вы скажете на это, сэр Чарльз, — спросил он у сидевшего рядом
128 Корнуоллиса-старшего.
129
130 — Мне страшно, — ответил старый генерал.
131
132 — Страшно? Вам?! — удивился Гренвилль.
133
134 — Да. Фактически, то, что предлагает сэр Уильям, это контратака. Если мы
135 сейчас откроем наши границы для индийской стали и индийских машин, то
136 завтра не английская Ост-Индская компания будет орудовать в Индии. а
137 индийская Вест-Европейская в Англии. Ясмина очень решительная девушка, и
138 она сделала выводы из успехов английских купцов в Индии. начиная с
139 Клайва. Так что теперь она постарается не упустить своего шанса.
140
141 Я вообще хотел предложить снять все ограничения на поставку паровых
142 машин на континент, чтобы успеть занять этот рынок до того, как в Египте
143 достроят канал из Красного Моря в Средиземное, и в континентальную
144 Европу хлынет поток индийских машин.
145
146 Ведь машины это не ткань. Продай кому-то ткань, и он не вспомнит о тебе
147 до тех пор, пока ему не понадобится другая одежда. А вспомнит — так
148 будет выбирать, кто ему сегодня продаст дешевле и лучше. С машиной
149 другое дело. Ей нужен механик, ей нужны запасные части. Причем части от
150 одной машины к другой не подойдут, да и механик тоже хорошо бы был
151 обучен работе именно с такими машинами. Поэтому, если бы мы успели
152 создать в Европе сеть сбыта наших машин, сеть ремонтных мастерских,
153 может быть нам бы удалось сохранить монопольное положение на рынке.
154
155 Но сейчас мы видим что даже рынок Англии оказывается не защищен от
156 вторжения индийцев. Гарвей уже фактически работает их торговым
157 представителем. Боултон и Уатт готовы ими стать. При этом сами
158 производить такие машины они не могут — английские металлурги не в
159 состоянии предложить им сталь и чугун нужного качества.
160
161 Но отказаться от этого «щедрого» предложения сейчас — это остаться без
162 современной техники в разгар войны с Францией. Брат писал мне, что
163 Брюнель, поставив на свой завод по производству всякой деревянной мелочи
164 для флота, индийскую машину, повысил производительность в полтора раза.
165 А буксировшик Фултона с индийской машиной потребляет угля в шесть раз
166 меньше, чем с машиной Уатта. То есть корабль с индийской машиной может
167 находиться в море под парами неделями. В условиях, когда французы копят
168 силы в Бресте, возможность патрулирования Канала судами, не зависящими
169 от силы ветра, неоценима. Но за неё нам нужно продать душу английской
170 промышленности если не дьяволу, то дракону. 
171