Паровой автомобиль ------------------ *11 февраля 1799, Дели* Через несколько дней я, как и обещал, нашёл время для того, чтобы побеседовать с Тревитиком насчет паровой машины для шоссейных дорог. У него уже был проект парового дилижанса, который я раскритиковал. Конечно, эта машинка была посовершеннее, чем трехколёсная телега Кюньо, так впечатлившая в своё время де Пиля, но тоже жуть. Например, чтобы справиться с огромным усилием, требуемым для поворота оси, он предложил вместо передней оси делать двухосную поворотную тележку, которая управляется передней осью а нагрузку несёт на задней, с большими колёсами. Когда я ему нарисовал схему рулевой трапеции, он долго бил себя по лбу. Решение простое, но, во-первых намного снижает усилие, потому что колёса поворачиваются на месте, а не вместе с осью, во-вторых позволяет очень просто прикрутить туда зубчатую передачу, превращающую градусов тридцать поворота колёс в два полных оборота руля, с соответствущим выигрышем в усилии. Я уж не стал ему говорить что и в плане габаритов крыльев эта конструкция куда лучше поворотной оси. — Где-то я это уже видел, — задумчиво сказал Ричард, вертя нарисованный мною эскиз. — В Бирмингеме, наверное, — ответил я. — Ведь эту штуку придумал доктор Дарвин, который большой приятель Боултона и Уатта. — А, Дарвин, — с облегчением вздохнул он. — ну тогда она не запатентована. Доктор Дарвин считает ниже своего достоинства врача патентовать всякие железки, и дарит свои изобретения всем желающим. — Это он правильно, надо будет тоже что-нибудь ему подарить. Надо будет как-нибудь поговорить на эту тему с Ситорой, может быть какие-нибудь лекарства... А то будет жаль, если он умрет весной 1802. — Рихард, я вас иногда боюсь, — признался Тревитик. — вот общаешься, общаешься с человеком, вроде нормальный инженер. А тут вдруг берет и начинает пророчествовать, как пифия. — Ладно, — рассмеялся я. — Постараюсь в вашем присутствии воздерживаться от подобных развлечений. Вернемся к нашим чертежам. Пришлось долго доказывать ему необходимость дифференциала. Но самое сложное было доказать, что тормоз должен управляться педалью, как и подача пара, а вот переключение передач — рычагом. Вообще-то у меня не было никаких разумных резонов в пользу этого решения. Только то, что и я, и Дженнифер, и Васильич умеем водить машины именно с таким управлением.