\* \* \* *Портсмут, 29 мая 1808 года* Пока Артур Уэлсли метался по всем английским дорогам, собирая купленные разными извозопромышленниами паровые дилижансы, а в Вулвиче спешно собирали боекомплекты для трех имеющихся шестидюймовок, клонов тех пушек, которыми Ясмина девять лет назад разрушила храм Кали, Конгрев и Лейк отправились в Портсмут. Им надо было разобраться, можно ли надеяться хоть на какую помощь от Royal Navy. В Портсмуте они выяснили что Фултон построил подводную лодку «Наутилус-3». По сравнению с предыдущей моделью, она выросла в длину почти вдвое, став длиной с хороший баркас, хотя и заметно уже. Количество гребцов увеличилось до шести, причем рычаги, которые они ворочали, требовали примерно тех же движений, каких требует гребля на обычной шлюпке. Конгрев сразу обратил внимание на это. — А откуда идея такой системы рычагов? — Это десять лет назад Рихард Беринг применял на первой «Черепахе». Потом он показал это дело Кольбруку, как пример военной хитрости, вот мол, смотрите, паровой машины у меня не было, но все думали что она есть. А Кольбрук дотошно описал и зарисовал. И это все было опубликовано. Я когда это увидел, и понял насколько был неправ, пытаясь заставить матросов крутить рукоятки. Сейчас эта лодка может развивать до пяти узлов под водой, и семи на поверхности. Но, к сожалению, под водой уже за два часа становится дышать нечем. Я пробовал выпускать свежий воздух из баллона, но это не помогает. Видимо, мешает не отсутствие свежего воздуха, а наличие тех испарений, которые выделяет человеческое тело. — Стойте, стойте! Пристли ведь доказал, что человек при дыхании выделяет фиксируемый воздух. А значит можно это дело зафиксировать и очистить воздух. Я немедленно телеграфирую мистеру Деви, это у нас сейчас в Королевском Обществе лучший специалист по пневматической химии, и может быть ему удастся что-то придумать.