Броненосец ---------- *20 октября 1802, Лахор* — Тебе не кажется, Васильич, что нам пора начинать нормальный военный флот строить. — сказал я, устроившись с чашкой кофе на диване у главного инженера лахорского завода. — Эти корветы с обводами чайных клипперов и винтами переменного шага, оно, конечно неплохо. Но столкновения с серьезным европейским флотом не выдержит. Нам бы чего-нибудь броненосного. — «Черепахи» тебя не устраивают? — спросил тот. — Скоро пустим четвертую серию. Они теперь винтовые, десятиузловой ход, стомиллиметровые 35-калиберные нарезные пушки. Кстати, на корветах такие же пушки ставим. — Защитить устье Инда или Сурат, благо теперь он наш, мы такими сможем. А наступать? Ты возьмешься такими брать Бомбей или Мадрас? Я не возьмусь. — Муиз-уд-дин возьмется. — И там и поляжет со всеми своими майсурцами. Муизу еще 20 лет нет, он, конечно возьмется. Но вообще хотелось бы чего-нибудь помореходнее. «Черепахи» они все-таки речные. Вот башенный броненосный крейсер, вроде «Баяна». Васильич потянулся к ноутбуку, открыт там справочник по старинным военным кораблям и долго листал. — Не, восьмитысячник мы не потянем. Нам бы что попроще, тысячи на две. Если ты настаиваешь на хорошей защищенности, то мореходный монитор вроде этого, — он повернул ноутбук экраном ко мне. — «Русалка» — прочитал я название низкобортного кораблика с приземистыми башнями. — Постой, это что ли та, которая утопла в Финском заливе от шторма. — Ну, во-первых, шторм был одиннадцатибальным. Во-вторых, не надо герметичные крышки палубных люков на берегу забывать, В-третьих у нас уже сейчас принудительная вентиляция котлов развита больше чем тогда в середине 60-х. И водоотливную систему я получше спроектирую. В общем она и прослужила четверть века, а ее сестра «Чародейка» и того дольше. Понятно, что это не океанский рейдер, ну так тебе вроде океанский рейдер пока и не нужен. Я вчитался в характеристики корабля: — Скорость маловата. Ну куда это годится, 9 узлов? От него даже кое-какие современные фрегаты удерут. Артиллерия наоборот, для нынешних условий завышена. У Royal Navy еще нет таких броненосцев, для борьбы с которыми понадобятся девятидюймовки. — Ну, хорошо. Давай внесем в этот проект изменения. Поставим 6-дюймовки Канэ в качестве главного калибра, мощность машин увеличим втрое, с нашими прямоточными котлами 2100 сил в это водоизмещение впишутся. Автономность, правда будет не ахти. У нее емкость бункеров тонн сто пятьдесят. При половинной мощности она будет кушать примерно тонну с центнером в час. Значит ей этого угля суток на пять как максимум хватит. Полторы тысячи миль и всё. — А что, и неплохо. В пределах наших морей этого более чем достаточно. А шестидюймовки Канэ мы уже в состоянии делать? Это ж уже почти XX век. Мы сейчас вроде в области артиллерии на уровне 70-х годов нашей реальности. — Пушки 1877 года мы уже освоили. Пора дальше двигаться. — А что насчет более мореходных кораблей? — Я хочу пока своих корабелов на винджаммерах потренировать. Пусть научатся строить железные парусники тысяч на пять-семь тонн. А потом уже вместо парусов влепить туда броню и пушки будет проще. Но это потом. Пока будем присутствие на морях обеспечивать корветами с композитным корпусом. А еще я мечтаю настроить эсминцев образца Первой Мировой. «Новик» пока не потянем, но хотя бы «Финнов». Радиус действия у них, конечно, тоже никакой, но зато скорость... Они тут и как артиллерийские крейсера будут полным шоустоппером для морской торговли. А если еще твой Эммет торпеды сделает, то против дивизиона эсминцев, усиленного броненосцем береговой обороны, весь линейный состав Royal Navy будет иметь бледный вид. — То есть ты стремишься к уровню Первой Мировой. — Даже скорее русско-японской. Я трезво оцениваю, что больше нам ближайшие десять-пятнадцать лет не потянуть. И еще нам надо моряков подготовить. Сейчас у нас есть более-менее приличные моряки-парусники. Они потихоньку приучаются использовать вспомогательные машины. А на броненосный флот нужны немножко другие люди.