Кулибин ------- *4 августа 1801, Санкт-Петербург* Механик стоял на набережной Васильевского острова и задумчиво смотрел в серые волны Невы. Жизнь в Академии как-то не сложилась. При матушке-Екатерине было хорошо, при Павле его начали оттирать и зажимать подлые немцы. Когда полгода назад на престол взошёл Александр Павлович, поставивший себя как продолжатель дел сиятельной бабки и исправитель ошибок самодура-отца, Иван Петрович воспрянул духом. Но, как оказалось, зря. Академические интриги только усилились. Из Академии Наук надо уходить. Куда деваться? Уехать в Нижний? Но где там взять средств на воплощение своих идей? — Иван Петрович, — раздался сзади вкрадчивый голос с необычным акцентом. Кулибин обернулся. Рядом с ним стоял индийский гость, посол Великого Могола, недавно представленный ему на одном из академических приёмов. — Я слышал, что вы подумываете о том, как бы сменить место работы? — продолжал индиец. — У меня есть для вас предложение. Он протянул механику запечатанный конверт с надписью на русском языке. Потом они обменялись несколькими бессодержательными, типично светскими репликами, после чего индиец куда-то исчез, а Иван Петрович направился домой. Дома он распечатал конверт. Текст письма был набран типографским способом, непривычным, но удобочитаемым шрифтом. > Уважаемый Иван Петрович! > > Мы знаем, что ваши работы не находят должного внимания в России. > Поэтому мы хотим пригласить вас в Дели, где мы предоставим вам > широчайшие возможности для работы по некоторым направлениям, где вы > достигли замечательных успехов. > > В частности, ваши зеркальные фонари уже широко применяются на наших > речных пароходах. Программа дорожного строительства, предпринятая > нашей государыней, в сочетании большим количеством крупных рек, > имеющихся в нашей стране (одна из провинций носит название Пенджаб — > Пятиречье, другая Доаб — Междуречье), требует строительства большого > количества мостов. Нас чрезвычайно заинтересовал ваш проект безопорного > моста длиной в тысячу футов, поскольку характер наших рек и грунты, > слагающие их дно затрудняют строительство мостов по более традиционным > технологиям. Есть определенные соображения по коммерческому применению > самобеглых колясок. Водоходное судно нас интересует в меньшей степени, > поскольку мы сконцентрировали усилия на паровом судоходстве. Но если > ваши наработки по металлообрабатывающим станкам могут пригодиться при > изготовлении цилиндров паровых машин, это будет очень кстати. > > В Дели вы найдете общество, пожалуй более интересное для вас, чем > сейчас имеется в Санкт-Петербурге. У нас проводится широкая > государственная программа привлечения лучших инженеров из всех стран > мира. У нас уже работают англичанин Ричард Тревитик, француз Филипп ле > Бон и ирландец Роберт > Эммет. В стадии обсуждения контракты с еще многими европейскими > инженерами и изобретателями. Впрочем, не исключаю что достижения наших > ремесленников, почти неизвестные на Западе покажутся вам даже более > интересными.