Кораблестроители ---------------- *15 января 1800, Лахор* Только вернувшись в Дели из Ориссы, я отправился в Лахор к Васильичу. Он, когда мы с ним встретились во время рейда к храму Кали, обещал что покажет мне кое-что интересное. И показал. У него, оказывается был спущен на воду речной колесный пароход, слизаный с советских послевоенных пароходов, ходивших по российским рекам еще во времена моего детства. Правда, корпус был деревянный, но с диагональными подкреплениями. Чувствуется, что привезенную мной из Лондона книгу Пьера Буге сотрудники Васильича освоили. Котлы он поставил прямоточные, а машину отгрохал аж на 500 лошадиных сил. Развивало это сооружение 10 узлов, как и его прототип, причем было даже чуточку экономичнее. Отделка корабля была шикарной, маленький газогенератор конструкции Лебона обеспечивал все судно светильным газом, которым освещались палубы и каюты и отапливался камбуз и баня. Васильич собирался пустить это сооружение в качестве почтового и VIP-пассажирского по Инду. И уговорил меня участвовать в первом рейсе, благо нам все равно нужно было пообщаться с майсурскими моряками в Карачи. На мой взгляд сухопутные завоевания следовало остановить. У нас еще и на старой-то территории Империи реформы не завершены, а тут еще Ауд, Индур, Удджайн, Нагпур и Орисса. Кстати, в Ориссе, в пяти километрах к югу от устья Маханади, реки, на которой стоит старинный город Каттака, нанятые рабочие уже начали строить волноломы будущей гавани порта Парадип. В нашей истории порт там удалось построить только в XX веке. Но в Ориссе настолько плохо с хорошими гаванями, что без этого порта мне не обойтись. С другой стороны, плавать по морям надо бы активнее и начинать строить что-то более современное, чем корабли Типу-султана, доставшиеся нам вместе с моряками. Конечно, и сами эти корабли тоже ничего. Во всяком случае, в Молуккском проливе Кемаль-уд-Дин уже свой флаг показал и тамошние пираты поняли чем чревато покушение на подданных Императрицы-Дракона. Но есть еще Тихий и Атлантический океаны. А для них уже эти кораблики, построенные в основном для обороны берегов, подходили мало. В течение всех пяти дней пути вниз по Инду, мы с Васильичем ругались на тему того, что взять за основу для будущих дальних океанских рейдеров. И где-то уже в районе Хайдарабада[^4] договорились. [^4]: Хайдарабад, расположенный на берегах Инда (ныне в Пакистане) и Хайдарабад, столица одноименного княжества (ныне в Индии) это разные города. За основу мы взяли самый быстрый деревянный парусник всех времен и народов — клипер «Фермопилы», который имел 1300 тонн водоизмещения, и решили оснастить его вспомогательной машиной, такой же как на нашем пароходе. Развивать с этой машиной он будет примерно те же 10 узлов, поскольку хоть пароход и меньше, но обводы у клипера совершеннее и винт поэффективнее колес будет. Васильич брался поставить туда винт регулируемого шага, чтобы при ходе под парусами можно было развернуть лопасти вдоль потока и не терять на сопротивлении винта току воды. В качестве артиллерии решили поставить туда четыре стомиллиметровки, сделанные на основе 42-линейных пушек 35-калиберных 1877 года. Все-таки более современные орудия мы пока не тянули. А 12-килограммовый снаряд и дальность 4 с половиной мили это по нынешним временам очень неплохо. Тем более скорострельность там с унитарным патроном будет выстрелов шесть в минуту, так что четырех пушек хватит, чтобы потягаться с парой 32-пушечных фрегатов. От Татты до Карачи мы добирались целый день. Тут уже тоже ходили почтовые дилижансы, и строился канал, благо большую часть пути его можно было пустить по существующим протокам и старицам Инда. Но пока канал был не готов и дойти по внутренним водным путям на пароходе мы не могли. А выводить его в море через устье Инда Васильич не решился. Поскольку этот кораблик был явно не предназначен для борьбы со штормами. Кемалю-уд-Дину идея клипера сначала показалась странной. Он привык что нужно в минимум водоизмещения впихнуть максимум пушек, а тут всего четыре орудия. Но личный опыт подсказывал ему что майсурские фрегаты не идеальные корабли для дальних плаваний. И вот мы ему показали что-то существенно лучшее. Кемаль-уд-Дин уже проникся уважением к кораблестроительным способностям Васильича. Пятнадцатиметровые стальные парусные катамараны, построенные в Лахоре уже взяли на себя патрулирование Аравийского моря, и несмотря на мизерное водоизмещение и отсутствие паровой машины впечатляли всех, кто с ними сталкивался. А теперь предстояло продемонстирировать что-то более крупное. Кемаль-уд-Дин не поленился даже съездить с нами в Татту, посмотреть на речной пароход, который по длине почти не уступал будущему клиперу, только что не имел бушприта, а по соотношению длины с шириной был даже и стройнее. Еще мы с Кемалем-уд-Дином обговорили создание колонии в Южной Африке. Суэцкий канал Суэцким каналом, а на пути в Бразилию порт захода нужен. Вообще в перспективе нам нужна цепочка угольных станций — Сокотра, Занзибар, Южная Африка. В Южной Африке сейчас сидели англичане, которые выперли оттуда голландцев, пользуясь тем, что метрополии, покоренной Наполеоном, было не до колоний. Но в это время Капская колония занимала лишь небольшой клочок земли в окрестностях Капштадта. Отойди в сторону на сотню-другую километров и занимай любую подходящую бухту. Но я рекомендовал основать колонию в тысяче километров от Мыса, в бухте, которая в нашей реальности называлась Ричардс-бей. Эта бухта была менее удобна в качестве порта захода, но зато имела два других достоинства. Во-первых, отсюда было куда ближе до будущего Йоханесбурга и Блумфонтейна, чем, скажем, от Порт-Элизабет, то есть можно было нацелиться на золотые и алмазные прииски, во-вторых неподалеку от этой бухты пасло своих коров племя зулу под водительством инкоси Сензакагоны, и где-то в их краалях уже подрастал незаконнорожденный сын инкоси по имени Чака. Если правильно прикормить этих воинственных аборигенов, тратиться на защиту колонии уже не придется. Только продавай зулусам оружие.