Artifact Content
Not logged in

Artifact b5651e6e69e7f53d1ed7fe3b14161074de571eec:


\* \* \*

*Портсмут, 29 мая 1808 года*

Пока Артур Уэлсли метался по всем английским дорогам, собирая купленные
разными извозопромышленниами паровые дилижансы, а в Вулвиче спешно
собирали боекомплекты для трех имеющихся шестидюймовок, клонов тех
пушек, которыми Ясмина девять лет назад разрушила храм Кали, Конгрев и
Лейк отправились в Портсмут. Им надо было разобраться, можно ли
надеяться хоть на какую помощь от Royal Navy.

В Портсмуте они выяснили что Фултон построил подводную лодку
«Наутилус-3». По сравнению с предыдущей моделью, она выросла в длину
почти вдвое, став длиной с хороший баркас, хотя и заметно уже.
Количество гребцов увеличилось до шести, причем рычаги, которые они
ворочали, требовали примерно тех же движений, каких требует гребля на
обычной шлюпке. Конгрев сразу обратил внимание на это.

— А откуда идея такой системы рычагов?

— Это десять лет назад Рихард Беринг применял на первой «Черепахе».
Потом он показал это дело Кольбруку, как пример военной хитрости, вот
мол, смотрите, паровой машины у меня не было, но все думали что она
есть. А Кольбрук дотошно описал и зарисовал. И это все было
опубликовано. Я когда это увидел, и понял насколько был неправ, пытаясь
заставить матросов крутить рукоятки. Сейчас эта лодка может развивать до
пяти узлов под водой, и семи на поверхности. Но, к сожалению, под водой
уже за два часа становится дышать нечем. Я пробовал выпускать свежий
воздух из баллона, но это не помогает. Видимо, мешает не отсутствие
свежего воздуха, а наличие тех испарений, которые выделяет человеческое
тело.

— Стойте, стойте! Пристли ведь доказал, что человек при дыхании выделяет
фиксируемый воздух. А значит можно это дело зафиксировать и очистить
воздух. Я немедленно телеграфирую мистеру Деви, это у нас сейчас в
Королевском Обществе лучший специалист по пневматической химии, и может
быть ему удастся что-то придумать.