СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Солтчинский Рождество-Богородицкий монастырь когда-то располагался на крутом левом берегу реки Оки, в 20 км выше Рязани. За прошедшие века река, причинявшая немало бед святой обители, изменила русло и ушла в строну, а под стенами Солотчинского монастыря осталась лишь протока-старица, которую питает впадающая в нее речка Солотча.

Монастыри, подобные Солотчинскому, обычно именуют "княжескими", поскольку у их истоков стоят светские владыки. Вот и основание Солотчинской обители предание связывает с именем князя Олега Рязанского, который, проезжая с супругой княгиней Евфросинией по этим местам во время охоты, встретил на берегу речки Солотчи двух отшельников - Василия и Ефима. Беседа с подвижниками и навела князя Олега на мысль основать монастырь в здешних краях. Легенда относит это событие к 1390 г. По правде сказать, у мудрого князя были и иные причины для создания обители в глухой лесной стороне, подальше от маршрутов татарских набегов. Олегу нужно было безопасное место, куда в случае опасности можно было отправить семью. Недаром в народе ходила легенда, что от Рязани до монастыря по велению князя был прорыт подземный ход.

В течение последующих 12 лет Олег неустанно пекся о благополучии основанной им обители, не забывая делать щедрые вклады в монастырскую казну. Солотчинский монастырь быстро сделался первым на Рязанщине по своему богатству и известности. Когда же в 1402 г. Олег Рязанский почувствовал приближение смертного часа, то принял именно здесь монашеский постриг под именем Иоакима и завещал похоронить его в монастырских стенах. Могилы князя Олега и его жены находились в течение почти четырех веков в стенах древнего Покровского храма, но в 1768 г. Ока, подступив вплотную к обрывистому берегу, подмыла его, обрушив часть стен и старый храм. К счастью, останки основателя обители были заблаговременно перенесены в стоявший подальше от реки собор Рождества Богородицы и перезахоронены там.

Стоявший в глухих лесах далеко от главных транспортных путей, монастырь, тем не менее, оказался причастен к некоторым важным событиям в истории Руси. Так, в 1552 г. через него проходило войско Иоанна Грозного, торопившееся к Казани. В конце 50-х гг. того же века в обители была построена в честь победы над казанским ханом шатровая Алексеевская церковь, к сожалению, не дошедшая до наших дней. (Ее разобрали по ветхости в 1847 г.)

Затем до конца XVII в. монастырь переживал некоторый упадок, однако с 1688 г., когда его настоятелем стал архимандрит Игнатий (Шангин), строительство в нем активизировалось, и к концу этого столетия возник великолепный ансамбль зданий в стиле нарышкинского барокко. После этого вновь наступила полоса упадка. Овеянные ветрами истории древние стены обители постепенно ветшали, время от времени разрушались и перестраивались его постройки, иной раз (как было рассказано выше) этому способствовали и природные факторы, но все же в начале XX в. в монастыре действовало целых три храма: Рождественский собор - самый древний из всех, построенный в начале XVI в., Духовская церковь при трапезной и надвратный храм Иоанна Предтечи.

Духовская церковь с примыкающей к ней трапезной палатой выглядит скорее не храмом, а пышным дворцом, непонятно как очутившимся посреди монастырских стен. Прежде она смотрелась еще эффектнее, поскольку в трапезную вела снизу широкая, нарядно оформленная лестница. Считается, что зодчим, создавшим этот каменный шедевр, был Яков Бухвостов, строивший в это время собор в Рязани. Жители Москвы и Подмосковья знают его по дивной красоты храму Спаса в Уборах под Звенигородом и Святым воротам Новоиерусалимского монастыря.

Необычна по своему облику и надвратная Иоанно-Предтеченская церковь. Ее проект тоже, по-видимому, принадлежит Бухвостову. Интересно, что не так давно, в 1958 г., в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила "в лето 7203 июля в 4 день". По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 г. Главная же "изюминка" Предтеченской церкви - это украшающие ее изразцы. Храмы, украшенные изразцами, встречаются на Руси не так уж редко. Многие знают, например, церковь Григория на Полянке в Москве, украшенную поясом зеленых изразцовых плиток. Но в Солотчинской церкви мы видим не полоску, не квадратик, а четыре огромных панно с изображениями четырех евангелистов. Автор этого многоцветного чуда - прославленный белорусский мастер Степан Полубес, украшавший в Москве и ее окрестностях многие здания (Терем в Крутицком подворье, башни и ворота в Иосифо-Волоцком монастыре и др.) Но здесь, на рязанской земле, знаменитый гончар создал свое, может быть, самое замечательное произведение.

Строительные работы при архимандрите Игнатии не ограничивались храмами. Почти одновременно с ними были возведены два келейных корпуса, а чуть позже - два отрезка каменной монастырской стены с башнями (с востока и с юга от обители). С двух других сторон каменная ограда сменила деревянную лишь в 40-е гг. XVIII в.

В сравнении с расположенным неподалеку Иоанно-Богословским монастырем обитель в Солотче выглядит тихо и скромно. Нет здесь многолюдных шумных экскурсий, не толпятся у храмов многочисленные прихожане, двор зарос самой обычной травой - гречишником, по которому протоптаны прихотливо вьющиеся дорожки. Но именно в таких тихих обителях лучше всего чувствуется какой-то особый дух, охватывающий вошедшего сюда с первой же минуты.

И пройдя неспешно через заросший двор, мимо трехсотлетних деревьев, стоящих в самом центре монастыря (одно из них недавно сокрушила шаровая молния, не тронувшая, кстати, ни одного храма в обители), останавливаешься в раздумье перед старым собором, осторожно касаешься рукой его шершавых камней, переживших войны и пожары пяти веков, и только тут понимаешь, что это и есть живая история Руси...

В 20-е гг. прошедшего века монастырь был, естественно, закрыт. Часть зданий на его территории была разрушена, храмы изуродованы. С 1993 г. он вновь действует, но теперь как женский. За десять с небольшим лет удалось залечить раны, нанесенные обители, но некоторые утраты уже невосполнимы. Однако сохраненная часть зданий образует совершенно неповторимый ансамбль, прерасный в своей нарядной лаконичности. К впечатлению от древних храмов и изразцовых шедевров монастыря добавляется очарование и самой Солотчи, не похожей на обычный поселок, поскольку основную ее часть составляют базы отдыха и творческие уголки, разбросанные в зелени соснового бора.


РАСПОЛОЖЕНИЕ: Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь находится в п. Солотча, на левом берегу реки Оки, в 20 км от Рязани, с которой связан хорошим шоссе. ПРОЕЗД: с Казанского вокзала электропоездом до Рязани (180 км), далее автобусом до п. Солотча (20 км). На автомобиле нужно доехать до Рязани по Новорязанскому шоссе, а затем проехать через центр города по Московской улице, Первомайскому проспекту и улице Ленина до улицы Есенина. Последняя ведет к мосту через Оку, за которым прямая дорога без единой развилки уходит к Солотче.