Программа курса для студентов ф-та почвоведения Цель данного курса не только и не столько научить студентов решать простейшие прикладные задачи на конкретном типе машин средствами конкретных пакетов, сколько дать общую картину современного мира информационных технологий. 1. Введение роль компьютеров в современном мире Программирование и грамотное использование компьютеров Компьютеры как инструмент, как игрушка и как поле приложения интеллекта. Обзор российских компьютерных журналов. краткий обзор типов компьютеров клон IBM клон Macintosh рабочие станции mainframe и супер-ЭВМ, транспьютеры. 2. Понятие файла и файловой системы Различие между памятью и дисковым пространством иерархическая структура каталогов операционная система как набор средств структурирования информации другая точка зрения на ОС - точка зрения программиста. иерархическая файловая система DOS отличия файловых систем UNIX Windows 95/Finder средства визуальной работы с файлами - Norton/Volkov Commander File Manager/Finder 3. Компьютер как средство обмена информацией Сети, распределенные файловые системы Электронная почта WWW другие средства работы с Internet - ftp telnet модемная связь BBS, FIDO 4. Обработка текстов форматы хранения текстовой информации. Различие между текстовым файлом и документом. Базовые понятия полиграфии экранные редакторы Lexicon и Write средства обработки текств grep sed awk понятие о TeX 5. Обработка информации. Электронные таблицы (на примере Quattro Pro и Excel) работа с формулами, операции копирования и поиска, простейшая статисткика построение графиков. 6. Базы данных Чем база данных отличается от текста и таблицы Понятие о реляционной алгебре. Язык запросов QBE (на примере Paradox). Понятие о SQL и клиент-серверных системах. Формы ввода и отчеты. Почему базы данных как правило используются для разработки приложений, а не для интерактивной работы. 7. Обработка графической информации Растровая и векторная графика Графический редактор PaintBrush Понятие о системах класса Corel Draw. Шрифты. Издательские системы. Вывод графической информации. Принтеры и плоттеры. 8. Электронная картография. Чем карта отличается от картинки Преимущества растровых и векторных карт. Области применения тех и других. Технология ввода карт в компьютер Пример решения простенькой ГИС задачи 9. Специфические для почвоведения применения компьютеров Статистическая обработка данных Интерполяция (inverse distantion,kriging, учет других факторов при интерполяции) модели статистические и содержательные понятие о численных методах 10. Автоматизация работы на компьютере командные файлы, макросы. Когда необходимо программирование. Критерии качества программ. 11. Как осваивать незнакомую программу Стандартные соглашения о клавишах Стандарт CUA Встроенные подсказки --------------------------------------------------- Практические задания 1. Найти и запустить указанную программу 2. Создать себе рабочий каталог 3. Подготовить текст в Лексиконе 4. Подготовить текст во Write 5. Обработать результаты химического анализа почв в Quattro Pro посчитать среднее и дисперсию, взвешенное по мощности горизонта среднее и элювиально-аккумулятивные коэффициенты. 4. Из таблицы результатов количественного спектрального анализа выбрать данные относящиеся к определенному типу почв/группе горизонтов и посчитать для них коэффициенты корреляции между элементами 5. По сатинской базе данных сделать запрос, использующий информацию из трех таблиц 6. По данному алгоритму построить карту прогноза эродированности почв на 20?? год. 7. Что-нибудь с кластерным анализом 8. что-нибудь по конфигурированию системы и bat-файлам. Допустимы также макросы в Quattro Pro. 9. Посмотреть предложенную преподавателем программу. оценить ее возможности и удобство. Написать отчет на пол-страницы и красиво его оформить (включить пару дампов экрана) (отчет предоставляется в форматах Write, Word, WordPerfect или Слово и дело)