Паровой автомобиль ------------------ Через несколько дней я, как и обещал, нашёл время для того, чтобы побеседовать с Тревитиком насчет паровой машины для шоссейных дорог. У него уже был проект парового дилижанса, который я раскритиковал. Конечно, эта машинка была посовершеннее, чем трехколёсная телега Кюньо, так впечатлившая в своё время де Пиля, но тоже жуть. Например, чтобы справиться с огромным усилием, требуемым для поворота оси, он предложил вместо передней оси делать двухосную поворотную тележку, которая управляется передней осью а нагрузку несёт на задней, с большими колёсами. Когда я ему нарисовал схему рулевой трапеции, он долго бил себя по лбу. Решение простое, но, во-первых намного снижает усилие, потому что колёса поворачиваются на месте, а не вместе с осью, во-вторых позволяет очень просто прикрутить туда зубчатую передачу, превращающую градусов тридцать поворота колёс в два полных оборота руля, с соответствущим выигрышем в усилии. Я уж не стал ему говорить что и в плане габаритов крыльев эта конструкция куда лучше поворотной оси. Пришлось долго доказывать ему необходимость дифференциала. Но самое сложное было доказать, что тормоз должен управляться педалью, как и подача пара, а вот переключение передач — рычагом. Вообще-то у меня не было никаких разумных резонов в пользу этого решения. Только то, что и я, и Дженнифер, и Васильич умеем водить машины именно с таким управлением. * * * Машина выкатилась из ангара, я с некоторым трудом повернул её и описал круг по двору. Переключился на задний ход, сдал назад, выключил передачу и вылез из-за руля. Грузовики я никогда не водил, поэтому после маневримирования машиной непривычных габаритов, был весь в поту. Тут послышался топот копыт, и во двор въехала Дженнифер: — О, мальчики, вы steam truck построили? Дайте покататься. Я смерил её взглядом: — Учти, гидроусилителя руля нет, синхронизаторов в коробке передач тоже нет, и вообще передачи лучше переключать, остановившись. Тревитик с сомнением посмотрел на девушку: — А вы справитесь с этой сложной техникой, мэм? — Ерунда, я из висконсинской сельской глубинки. У нас там фермерские дети учились водить трактор раньше, чем ездить на велосипеде. — Ты хочешь сказать что это трактор? — обиделся за наше с Ричардом детище я. — Ну не будешь же ты утверждать, что это автомбиль! — возразила она. Дженнифер решительно влезла на водительское место, повертелась там, привыкая у немножко неудобной для ее роста дистанции до педалей, потом взялась за рычаг переключения передач. Вела она эту машину, как сказано в одном из рассказов Киплинга, играючи. Я даже немного позавидовал, особенно посмотрев как она паркуется задним ходом рядом со стенкой ангара. Девушка спустилась на землю. — Не ожидал, что у тебя так ловко получится, — похвалил её я. — Ты не представляешь, на чём приходилось ездить во время полевых работ в Латинской Америке. Там было такое, по сравнению с чем ваше изделие «Кадиллаком» покажется, — вернула она комплимент. — Теперь я! — решительно заявил главный конструктор. — А вот вас, Ричард, придётся учить. И довольно долго. — Как это так. Я инженер, я эту машину создал, и она получилась настолько простой в управлении что даже женщина справляется. — Дженнифер проехала за рулем различных механических траспортных средств куда большее расстояние, чем я. А у меня стаж около лакха километров.