1. Главные боги, соотвествующие четырем стихиям Арсиэс - вода. Богиня любви (понимаемой весьма близко к понятию любви в христианстве), разлуки, судьбы. Культ включает оргиастические обряды. Цвета - от бирюзового до фиолетового. Жрицы Арсиэс носят простое одеяние в синих тонах, не скрывающее, а скорее подчеркивающее линии тела. Украшений не носят, кроме бус из жемчуга и бирюзы. Число ступеней в иерархии минимальное. Священное животное - кошка. Виэму - земля. Богиня жизни и смерти. Культ включает выращивание экзотических цветов. Цвета Виэму - черный, коричневый и зеленый. Клир имеет сложную внутреннюю иерархию. При храмах Виэму часто имеются приюты для сирот. Есть подразделение на жриц плодородия, материнства и смерти. Переход со стадии плодородия на стадию материнства - рождение ребенка. Одежда жриц по фасону походит на одежду зажиточной светской дамы. В одежде каждой жрицы преобладает один из трех цветов - зеленый у жриц плодородия, коричневый - материнства (термин "бурая жрица") или черный - смерти. Но обязаны присутствовать и другие два цвета. Обязательно носят ожерелье, как правило из вороненой стали, с черными, бурыми и зелеными камнями. В качестве элемента орнамента ожерелья часто присутствует череп. Священное животное - корова. Виэму - по сути, традиционная хтоническая Богиня-Мать европейских культов (Керридвен и др.) Культ отражает традиционную "триаду Богини", или "женскую триаду" привычной нам системы архетипов: дева-мать-старуха (т.е. несозревшая девушка - женщина в возрасте плодоношения - женщина, уже не способная рожать). Иерархия культа выглядит так: Первая ступень после посвящения - "Зеленые" жрицы. Носят зеленые платья с коричневой и черной отделкой. В качестве ожерелья могут быть бусы из хризолита и гематита или даже один крупный светло-зеленый камень на шнурке. Возраст - от 13-14 до 18-19 лет. Волосы могут быть подрезаны или забраны в хвост/косу. Покровительствуют детям, детенышам животных и цветам. Учатся у Бурых жриц. Часто работают в крестьянских начальных школах. Работают в приютах при храмах. Выращивают цветы. Они же работают в храмах курьерами/посыльными. Вторая ступень - "Бурые" жрицы. Носят коричневые платья всех оттенков (от бежевых до темно-шоколадных) с зеленой и черной отделкой. Принятая форма ожерелья - кованое ажурное колье из вороненой стали с хризолитами и изумрудами. Волосы укладывают в тяжелый узел (как изображают саму Виэму). Светлые волосы часто окрашивают соками орехов в каштановый цвет. Возраст - от 18-19 до 45-50 лет. Это самая многочисленная группа в ордене, на них лежит основная нагрузка. Покровительствуют плодоношению, материнству, целительству. Учатся у Черных жриц. Обучают Зеленых жриц. Занимаются выращиванием плодов в священных садах и огородах при храмах. Занимаются целительством (Бурые жрицы, специализирующиеся на целительстве - одни из лучших врачей Ирганто). Как правило, в отличие от Зеленых жриц, которые обязаны до посвящения в Бурые перепробовать все причитающиеся им занятия, специализируются на каком-то одном занятии. Третья ступень - "Черные" жрицы. Носят черные платья с зеленой и коричневой отделкой. Ожерелье - сплошное кованое колье с гематитами (могут быть любые другие черные самоцветы). Голову покрывают чепцом, из-под которого выбиваются две-три пряди. Седина Черных жриц считается священной и никогда не закрашивается. Возраст - от 45-50 лет. В общем, общее правило такое, что чем старше жрица внутри своей ступени, тем темнее ее платье и тон ожерелья. Девочки 13-14 лет, только прошедшие посвящение в Зеленую ступень, носят травянисто-зеленые платья и светлые хризолиты; темно-изумрудный цвет, как правило, допускается не раньше 16-17 лет. Бежевые платья, как правило, носят совсем юные Бурые жрицы (например, родившие в 16-17 лет) - женщина-мать по определению не может быть Зеленой. У Бурых жриц встречаются даже золотистые платья, это, как правило, означает что-то экстраординарное (в некоторых храмах золотистые платья носит мать, кормящая грудью). Темно-шоколадный цвет, как правило, допускается не раньше 35 лет. Возраст перехода со ступени на ступень определяется, строго говоря, жизненным опытом, необходимым для решения соответствующих задач. Вообще для перехода в Бурые крайне желательно рождение ребенка: женщина, не являющаяся матерью, вряд ли будет рассматриваться как достойная покровительница материнства. Поэтому в культе Виэму наблюдается явление, уникальное для иргантийских культов: жрица может быть замужем. Разумеется, в качестве супруга желателен почитатель Виэму, человек, связанный с одним из занятий, которым покровительствует Виэму. Причем это может быть как простой земледелец, так и, например, владелец конезавода. Разумеется, человек, берущий в жены жрицу Виэму, должен осознавать, что его жена не сможет все свое время отдавать домашним заботам. Зато, как правило, мужья жриц Виэму не бедствуют (есть подозрение, что это вряд ли из-за особого покровительства богини: просто за неумелого или некомпетентного человека жрица Виэму не выйдет замуж). Рождение ребенка вне замужества для жрицы Виэму также является нормой. Выкормив ребенка грудью (что так же считается в культе священным), жрица возвращается к своим обычным обязанностям, а растить ребенка ей помогают Зеленые жрицы. Если по какой-то причине у жрицы двадцати с лишним лет еще нет ребенка, но по всем остальным параметрам она признана достойной посвящения в Бурую ступень, такая жрица берет на воспитание ребенка-сироту, как правило, из приюта при храме. Разумеется, взять ребенка на воспитание может любая Бурая жрица вне зависимости от того, есть у нее свои дети или нет. Принимать роды ходят Бурая жрица и ее Зеленая ученица. Бурая жрица выполняет все акушерские задачи, Зеленая жрица обязана принять и благословить родившегося ребенка. Заодно Зеленая жрица на практике учится родовспоможению. Об украшениях в культе Виэму. Украшения в этом культе любят, ценях и широко используют. Кроме обязательного ожерелья, широко используются инкрустированные пояса, головные украшения (заколки, держатели для волос и др.), отделка платьев самоцветными вышивками. Кольца, браслеты и прочие нефункциональные украшения не запрещены, но встречаются реже. Хотя единственный допустимый металл для украшений в культе Виэму - вороненая сталь, камни могут использоваться любые, соответствующие цветам культа. Ценность украшений зависит как от возраста жрицы, так и от состоятельности храма. Вряд ли только что посвященная Зеленая жрица получит ожерелье из изумрудов (даже если такое есть в собственности ее матери). Для совсем юных жриц популярны хризолиты, хризопразы и зеленые яшмы. Их собирают в бусы или изготавливают из них подвески на шнурках. Допустимы также недорогие камни бурых и черных оттенков - опалы, гематиты. По мере заслуг появляются изумруды, если храм может себе это позволить. Украшения Бурых жриц часто поражают своей роскошью и причудливостью. В принципе, ничто (кроме финансовой несостоятельности храма) не мешает Бурой жрице носить изумруды, но поскольку изумруды плохо сочетаются с более дешевыми камнями бурых и черных цветов, гораздо чаще используются хризолиты и бериллы в сочетании с бурыми топазами, шерлами и морионами. Черные жрицы предпочитают в украшениях благородную сдержанность, акцент на черном цвете, их ювелирные комплекты зачастую отличаются не бросающейся в глаза элегантностью. Эксгиль - воздух. Бог плутовства, он же бог познания. На празднествах этого бога выступают фокусники и акробаты Священное животное - сорока. Цвета - белый и серый, металл серебро. Минимальное число степеней посвящения. Одежда жрецов не сильно отличается от одежды мужчин среднего достатка, за исключением того, что в ней отсутствуют темные тона. Титулом верховного жреца Эксгиля является "Его Надувательство". Конкретный фасон одежды может сильно варьироваться от местности к местности и от события к событию, но основной и постоянной чертой являются тонкие ткани и свободные, развевающиеся элементы костюма. Одним из вариантов является свободная рубаха навыпуск из тонкого шелка или льна, со свободными широкими рукавами; такой вариант костюма обычно соотносится со "стихийной", несоциальной ипостасью Эксгиля. Еще один широко известный вариант - аналогичная рубаха, но с рукавами, схваченными у запястий зарукавьями, сверху надеваются прилегающий жилет и короткая (до бедер) развевающаяся накидка; к этому силуэту, как известно из земной культуры, отлично идет широкий мягкий берет с пышным пером, вполне уместный и у жреца Эксгиля. Такой вариант связывается с плутовской ипостасью Эксгиля. Встречается также вариант верхней одежды с широкими откидными рукавами, разрезанными от плеча, поверх узких прилегающих рукавов нижней рубахи; как правило, длина такой одежды ниже колен, а подол свободный; одежда может быть распашной, тогда нижняя рубаха делается соответствующей длины. Дополнительного жилета или колета на эту одежду не надевается, она прихватывается широким поясом. К этому костюму также может быть надет берет с пышным пером. Этот вариант облика жрецов Эксгиля ближе к его "ученой" ипостаси. Свэн - огонь. Бог силы, войны, власти. Он же - олицетворение справедливости. Является покровителем турниров, поединков, дуэлей. Ему же поклоняются ремесленники, занимающиеся обработкой металлов. Цвета - красные, желтые и багровые. Металл - золото. Культ сильно иерархический. Жрецы носят тяжелые мантии. 2. Средние боги - дети старших. Связываются с определенными областями "небазовых" человеческих занятий, несут черты стихии обоих родителей. Cиэксэль Сын Арсиэс и Эксгиля - бог моря, покровитель мореплавания. Нэрвас Сын Арсиэс и Свэна - покровительствует искусству. Сын Виэму и Свэна - бог вулканов и землетрясений, покровительствует всем горнодобывающим работам, он же считается изготовителем и "хозяином" всех драгоценных камней. В общем, он также отвечает за всю подпочвенную геологию. Сын Виэму и Эксгиля - покровительствует подсознательному: снам, глюкам и пр. Непонятен вопрос о том, кто покровительствует винопитию: бог глюков или бог искусства. Хотя с другой стороны, без собутыльников пить неинтересно даже божеству, так и спиться можно, так что, наверно, винопитию покровительствуют они на пару. Вопрос о дочерях остается открытым. 3. Местные боги/духи мест и т.д.