+
Майсурский флот
---------------
возвышается сигнальная мачта. На другом... Кемаль-уд-Дин взялся за
подзорную трубу. Холмик, покрытый высохшей травой... Ага, холмик такой.
Земляные бастионы, тщательно замаскированные батареи. Выковыривать
-оттуда обороняющихся всей эскадре пришлось не один день.
+оÑ\82Ñ\82Ñ\83да обоÑ\80онÑ\8fÑ\8eÑ\89иÑ\85Ñ\81Ñ\8f вÑ\81ей Ñ\8dÑ\81кадÑ\80е пÑ\80иÑ\88лоÑ\81Ñ\8c бÑ\8b не один денÑ\8c.
Командующий приказал эскадре лечь в дрейф и поднял на своем корабле флаг
«Нуждаюсь в лоцмане». От берега отвалило маленькое юркое суденышко и
приказ следить за морем. Так что флот был замечен примерно за сутки до
появления в бухте Карачи. Полсуток гонец добирался до Татты, меняя
лошадей, потом несколько часов пришлось ждать сеанса связи и, наконец, часов
-за восемь до прибытия флота в Карачи мы в Дели узнали об этом событии.
+за восемь до прибытия флота в Карачи, мы в Дели узнали об этом событии.
По прямой от Дели до Карачи больше тысячи километров, и Гамаль, хотя он
-и посильнее физически Ясмины преодолеть это расстояние с пассажиром без
+и посильнее физически Ясмины, преодолеть это расстояние с пассажиром без
отдыха не мог. Пришлось устраивать привал в Джайсалмере. А это, между
прочим, не ясиминины владения. Поэтому мы там себя выдавали за
проезжающих наёмников, благо Гамаль в человеческом облике вполне похож
на мусульманского аристократа, а я европеец как европеец.
Хотя ночевка в джайсалмерском караван-сарае нам обоим не понравилась, и
-мÑ\8b догвоорились, что обратно полетим до Лахора вдоль Инда, не спеша, с
+мÑ\8b договорились, что обратно полетим до Лахора вдоль Инда, не спеша, с
остановками. Тем более что осмотреть будущий торговый путь всё равно не
помешает. Но это в будущем. А пока мы сидели в адмиральском салоне
линейного корабля «Мохаммед Бакш» и пытались выяснять настроения
Впрочем, Камаль не флотоводец, он скорее строитель флота. Тут я ему
кое-чем помочь могу. У него будут пушки лучше, чем у англичан, паруса
-лучше, чем у агличан, паровые машины, какие Фултону и не снились. Но ко
+лÑ\83Ñ\87Ñ\88е, Ñ\87ем Ñ\83 англиÑ\87ан, паÑ\80овÑ\8bе маÑ\88инÑ\8b, какие ФÑ\83лÑ\82онÑ\83 и не Ñ\81нилиÑ\81Ñ\8c. Ð\9dо ко
всему этому нужны люди. Люди которые умеют брать высоту солнца,
-секстаном, чудом поймав его краешек проглянувший между туч, которые
+секстаном, чудом поймав его краешек, проглянувший между туч, которые
нюхом чуют берег за 20 миль, и не боятся нести полные паруса, когда
ванты уже трещат от напряжения, а пушечные порты гон-дека то и дело
скрываются в волнах. Но этого мало. Нужно чтобы эти люди умели чётко
Кстати, западный берег Красного моря, это Египет. А там сейчас сидят
французы. Вы, насколько я знаю, прекрасно владеете французским языком
еще со времен Сюффрена. Впрочем, в ближайшие несколько лет англичане
-навеÑ\80нÑ\8fка Ñ\80азобÑ\8aют французский флот в Средиземном море и тогда османы
+навеÑ\80нÑ\8fка Ñ\80азобÑ\8cют французский флот в Средиземном море и тогда османы
выкурят их из Египта. Так что может быть стоит сразу искать подходы к
-Мухаммеду Али. В Египте нас в первую очередь интересует короткая дорога
+Мухаммеду Али.
+
+— Кто такой Мухаммед Али, — перебил меня Камаль-уд-дин.
+
+Я задумался. Ага, на дворе 1799. Мухаммед Али еще только-только прибыл
+со своим отрядом албанских наёмников в Египет среди прочих турецких
+войск.
+
+— Пока никто, и именно это-то и замечательно. Командир одного
+незначительного отряда наёмников. Но в ходе борьбы османов сначала с
+французами, потом с англичанами, он выдвинется и года через 2-3 станет
+хедивом Египта. Имеет смысл прикормить его сейчас.
+
+В Египте нас в первую очередь интересует короткая дорога
в Европу. Для наших товаров, для людей, для почты. Там от ас Сувайса до
Средиземного моря меньше ста морских миль. Говорят что Бонапарт
рассматривает вопрос строительства канала, соединяющего моря.
В общем, я полагаю, что вы с вашим флотом спокойно можете превратить все
-море отсюда и до берегов Африки севернее английского пути от Мыса до
-Бомбея в индийское озеро. И сделать так, чтобы торговля в этих водах
+море отсюда и до берегов Африки, севернее английского пути от Мыса до
+Бомбея, в индийское озеро. И сделать так, чтобы торговля в этих водах
принесла Империи куда больше дохода, чем будет потрачено на содержание
вашего флота.
-По мере того как я расписывал эти перспективы, глаза Камаль-уд-Дина разгорались.
+По мере того как я расписывал эти перспективы, глаза Камаль-уд-Дина
+разгорались.
Когда я закончил, он немного подумал, а потом задал вопрос:
вполне можно вырастить в адмирала.
— Ну что ж, пожалуй так и поступим. Муиз-уд-Дина оставим вам, в Карачи.
-Ð\9cÑ\83Ñ\85и-Ñ\83д-Ð\94ина оÑ\82пÑ\80авим в ТаÑ\82Ñ\82Ñ\83 помоÑ\88ником новоназначенного субудара. В
+Ð\9cÑ\83Ñ\85и-Ñ\83д-Ð\94ина оÑ\82пÑ\80авим в ТаÑ\82Ñ\82Ñ\83 помоÑ\89ником новоназначенного субудара. В
ближайшее время мы будем присоединять Раджпутану, и этот субудар уйдет
командовать одной из армий. А Мухи-уд-Дин, если себя проявит, может
оказаться на его месте. Расставаться вам с ним надолго не придется.
обратно. А ещё у вас же наверняка есть знакомства среди голландцев. Они,
я думаю, тоже не откажутся возить людей из Малабара в Татту.
-
+И ещё одна тема. Есть масса задач, которые куда правильнее решать с
+помощью купеческих судов. Охота на китов в Южном Океане, доставка
+экзотических товаров из Бразилии, Перу и островов Тихого Океана. Но
+местные купцы не умеют пользоваться европейскими картами и
+навигационными приборами. Кроме того, для самозащиты в неспокойных
+морях придется ставить на купеческие доу пушки. К которым у них тоже нет
+специалистов. Было бы неплохо командировать на некоторые рейсы, которые
+выполняются по государственным заданиям, команды из офицера-штурмана и
+артиллерийского расчета. Ваши люди получат опыт плаваний в водах, куда
+мы вряд ли скоро сможем позволить себе отправить военный корабль.
+
+А купцы — квалифицированную навигацию и защиту. Подозреваю, что ваши
+моряки также смогут неплохо подработать, участвуя в этих рейсах. Там
+прибыльность местами должна быть просто запредельной.