4 *11 февраля 1799, Дели*
6 Через несколько дней я, как и обещал, нашёл время для того, чтобы
7 побеседовать с Тревитиком насчет паровой машины для шоссейных дорог. У
8 него уже был проект парового дилижанса, который я раскритиковал.
10 Конечно, эта машинка была посовершеннее, чем трехколёсная телега Кюньо,
11 так впечатлившая в своё время де Пиля, но тоже жуть. Например, чтобы
12 справиться с огромным усилием, требуемым для поворота оси, он предложил
14 делать двухосную поворотную тележку, которая управляется передней осью
15 а нагрузку несёт на задней, с большими колёсами.
17 Когда я ему нарисовал схему рулевой трапеции, он долго бил себя по лбу.
18 Решение простое, но, во-первых намного снижает усилие, потому что колёса
19 поворачиваются на месте, а не вместе с осью, во-вторых позволяет очень
20 просто прикрутить туда зубчатую передачу, превращающую градусов тридцать
21 поворота колёс в два полных оборота руля, с соответствущим выигрышем в
24 Я уж не стал ему говорить что и в плане габаритов крыльев эта
25 конструкция куда лучше поворотной оси.
27 Пришлось долго доказывать ему необходимость дифференциала.
29 Но самое сложное было доказать, что тормоз должен управляться педалью,
30 как и подача пара, а вот переключение передач — рычагом. Вообще-то у
31 меня не было никаких разумных резонов в пользу этого решения. Только то,
32 что и я, и Дженнифер, и Васильич умеем водить машины именно с таким