]> www.wagner.pp.ru Git - fiction/jasmina.git/blob - truck.txt
Датская линия
[fiction/jasmina.git] / truck.txt
1 Паровой автомобиль
2 ------------------
3
4 *11 февраля 1799, Дели*
5
6 Через несколько дней я, как и обещал, нашёл время для того, чтобы
7 побеседовать с Тревитиком насчет паровой машины для шоссейных дорог. У
8 него уже был проект парового дилижанса, который я раскритиковал.
9
10 Конечно, эта машинка была посовершеннее, чем трехколёсная телега Кюньо,
11 так впечатлившая в своё время де Пиля, но тоже жуть. Например, чтобы
12 справиться с огромным усилием, требуемым для поворота оси, он предложил
13 вместо передней оси
14 делать двухосную поворотную тележку, которая управляется передней осью
15 а нагрузку несёт на задней, с большими колёсами.
16
17 Когда я ему нарисовал схему рулевой трапеции, он долго бил себя по лбу.
18 Решение простое, но, во-первых намного снижает усилие, потому что колёса
19 поворачиваются на месте, а не вместе с осью, во-вторых позволяет очень
20 просто прикрутить туда зубчатую передачу, превращающую градусов тридцать
21 поворота колёс в два полных оборота руля, с соответствущим выигрышем в
22 усилии.
23
24 Я уж не стал ему говорить что и в плане габаритов крыльев эта
25 конструкция куда лучше поворотной оси.
26
27 Пришлось долго доказывать ему необходимость дифференциала.
28
29 Но самое сложное было доказать, что тормоз должен управляться педалью,
30 как и подача пара, а вот переключение передач — рычагом. Вообще-то у
31 меня не было никаких разумных резонов в пользу этого решения. Только то,
32 что и я, и Дженнифер, и Васильич умеем водить машины именно с таким
33 управлением.
34