6 Кулибина я встречал в Лахоре. В принципе в Дели я его приглашать и не
7 собирался. Во-первых, в Пенджабе полно непостроенных мостов, во-вторых
8 Лахорский механическим завод, где главным инженером бессменно работал
9 Васильич, был куда более продвинутым научно-техническим центром, чем
10 Делийский, где руководил Тревитик, а я только эпизодически давал советы.
12 Поэтому, получив телеграмму, что Кулибин и Эмметы сели в Татте на
13 «Речного Гепарда», я позаимствовал у Тревитика экспериментальную модель
14 легкого артиллерийского тягача, очередную попытку сделать полуторку, и
15 взяв одного из его подручных в качестве сменного водителя, отправился в
18 В принципе, можно было и дилижансом поехать. Паровики-дилижансы на
19 маршруте Пешавар-Бенарес уже ходили дважды в сутки. Но мне было удобно
20 иметь в Лахоре свой транспорт, а машинке пробег до Лахора и обратно не
21 повредит. Да и Васильичу это изделие показать надо.
23 Меняясь за рулём, мы доехали до Лахора часов за пятнадцать.
24 Васильич сказал, что мы
25 маньяки, поскольку, мол, надо либо подкидывать уголь на ходу, что на
26 скорости 40 километров в час делать одновременно с управлением явно не
27 стоит, либо второй человек не имеет возможности поспать.
29 Но когда ознакомился со шнековым углеподатчиком, подающим топливо из
30 расходного бункера ёмкостью часа на четыре, изменил своё мнение.
32 Он долго лазил под кузовом машины — двигатель на этой модели, как и на
33 большинстве наших грузвиков был смонтирован непосредственно рядом с
34 дифференциалом, благо паровая машина много компактнее бензиновых
35 двигателей, а потом сказал:
37 — А ведь это уже полетит.
39 — В каком смысле? — не понял я.
41 — В прямом. Весовое совершенство этого двигателя уже достаточно чтобы
42 его ставить на самолет, вроде По-2 или шаврушки. Только котел нужно
43 делать на жидком топливе, у него теплота сгорания выше.
45 — Паровой самолёт? — переспросил я. — Ты шутишь!
47 — У братьев Беслер в 30-е годы летал, — возразил инженер. — А вы с
48 Тревитиком уже довели паровые машины почти до этого уровня.
50 До момента прихода парохода мы успели обсудить текущие вопросы, потом
51 Васильич сам уселся за руль, заявив что прежде чем критиковать новую
52 машину, он хочет сам её попробовать, и мы поехали в речной порт
55 Кулибин уже пребывал в некотором обалдении от «Речного Гепарда», где
56 ему, по специальному моему телеграфному указанию, показывали всё. А тут
59 Сара Эммет, наоборот, принимала все эти технологические чудеса как
60 должное, с чистым детским восторгом. Видимо, Роберт ей что-то такое в
63 То что его принимает у себя в доме главный инженер местного завода,
64 Кулибин не счел признанием своих заслуг. Он решил, что мы с
65 Васильичем, два единственных русских в Империи просто рады увидеть
68 — Может быть, в честь гостей мехфил устроить, — предложил я Васильичу. —
69 ты не знаешь, Моран на сегодняшний вечер уже кто-то ангажировал?
71 — Вроде нет, сахиб, — вмешался в разговор до того молчаливой статуей
72 стоявший камердинер Васильича. Он, когда пообжился в Лахоре завел себе
73 этакого пенджабского Фигаро, который знал всё про всех. — Она только
74 сегодня приехала в Лахор из Макханпура.
76 — Тогда дай байк, — продолжил я, — Лично съезжу на Алмазный рынок и её
79 — Не жирно ей будет целый министр?
81 — Для девушки, в которую влюблен Великий Визирь — в самый раз.
83 Моран в январе 1802 была уже не той четырнадцатилетней девочкой, которая
84 сама того не зная читала в лицо Ясмине стихи только что казненного Гази
85 Фероза. Сейчас она была не просто лучшей танцовщицей Лахора, но и живой
86 энциклопедией по его высшему свету. Ранджит, всё-таки, несмотря на
87 молодость был слишком умным парнем, чтобы вот так растаять просто от
88 идеальной фигурки и смазливого личика. Моран его очаровала умом. Причем
89 не только его, но и Дженнифер с Ясминой, которые не имели ничего против
90 такого пополнения гарема молодого сикха. То что Ранджит ещё не женился
91 на ней объяснялось только тем, что на идею его брака с таваиф очень
92 косо смотрели сикхские старейшины.
94 Кулибин вышел с нами во двор, чтобы посмотреть что такое «байк».
95 Последние изделия велосипедного цеха Лахорского завода были, по-моему,
96 уже вполне на уровне середины XX века. Рама, соединенная напрессованными
97 в горячем состоянии втулками, никелированные штоки педалей,
98 пневматические шины из натурального каучука, поставки которого из
99 Бразилии наконец удалось наладить.
101 Иван Петрович был просто в восторге, от такого решения педальной машины:
103 — Я думал, что должна получиться безлошадная повозка, а у вас получилась
106 — Безлошадные повозки мы тоже делаем. Завтра на заводе покажу, — ответил
109 — А попробовать можно?
111 Кулибин видел что в сарае у Васильича стоит штуки три велосипеда.
113 — Можно. Но учтите, что хотя это и неживой механизм, ведёт он себя как
114 норовистая лошадь. Неопытного седока запросто сбросит. Учиться ездить на
115 нём в вашем возрасте будет непросто.
117 — Ну ладно, — вмешался я. — Ты пока учи Ивана Петровича кататься на
120 Моран была совершенно не в духе. Её глаза сверкали гневом, а на лице
121 были заметны следы слез.
123 — Я вообще не собиралась сегодня работать. Я очень расстроена.
127 — Канал Смеха называется... Есть такой канал недалеко от моей родной
128 деревни. Его Шах Джахан построил полтораста лет назад. Ну вот сегодня я
129 ехала из дома в Лахор и на броде через канал утопила сандаль. Ладно бы
130 это просто обувь была, но это был подарок Ранджита.
132 — Если ты примешь мое приглашение, то тебе предстоит выступать перед
133 четырьмя крупными инженерами. Не скажу, чтобы это были все лучшие
134 инженеры Империи, Тревитик с Лебоном в Дели остались, но тем не менее.
135 Вот соберемся и построим тебе мост. Там все равно мост нужен. Будет
136 мост, будет и весьма оживленный рынок.
138 Моран сразу оживилась, видимо мысленно проиграла сцену, которую она
139 сыграет перед нами, и согласилась.
141 Так что вечером в доме Васильича состоялся мехфил. По уже укоренившейся
142 среди верхушки Империи традиции, Эммет привел на это мероприятие молодую
145 Нет, всё-таки под одну Моран надо открывать здесь театр оперетты, если
146 не киностудию. Как она играла, изображая несчастную жертву жесткой
147 стихии, когда выпрашивала у собравшихся инженеров мост.
149 — Ну что, Иван Петрович, — спросил я. — Сделаем для неё мост, которого
152 — Это как? — ответил тот. — Использовать мою арочную конструкцию,
153 придуманную для Невы?
155 — Нет, пожалуй, эту конструкцию мы оставим для Рави или Сатледжа. Тот
156 канал имеет от силы два десятка метров, или, как вам привычнее, тридцать
157 аршин ширины. Я предлагаю сделать ферменную конструкцию.
160 салфетку, вытащил из кармана рубашки карандаш, и начал рисовать.
162 — Причем ферму мы соберем не из дерева, а из стального профиля.
163 Васильич, у тебя что тут уже катают?
165 — Есть труба-семидесятка, которая идет для котлов машин речных
166 пароходов. Ее у меня на складах есть несколько десятков тонн некондиции.
167 Есть швеллер, который мы отрабатываем для будущего набора железных
168 кораблей. Есть экспериментальные рельсы, но они, пожалуй, слабоваты
171 — А сварку ты уже наладил?
173 — Наладить-то наладил, но у меня сварочные генераторы приведены от
174 стационарных заводских машин через ременные передачи. Так что извини,
175 варить я могу только на заводском стапеле.
177 — Ну сварим ферму здесь, потом тягачом ее оттащим на место и лебедкой
178 надвинем. У тебя же тут на заводе есть несколько больших тревитиковских
181 На следующий день мы с Иваном Петровичем поехали делать съемку
182 местности. Это я, пожалуй, умел лучше остальных присутствующих здесь
183 инженеров, так как когда-то, в будущем этому учился. Эх, ненавижу
184 бронзовые лимбы с нониусами. Но, увы, стеклянные лимбы, которые видны
185 прямо в поле зрения трубы теодолита, а, тем более, номограммные
186 тахеометры, местным мастерам пока не по зубам.
188 В тот же день десяток рабочих залили цементом два устоя на обоих
189 берегах. А к вечеру следующего дня на верфи сварили ферму.
191 Рассчитывал её в основном Кулибин, периодически уточняя у Васильича
192 параметры стальной трубы и у меня — требуемые нагрузки. Мы с Васильичем
193 пришли к выводу, что Иван Петрович не зря в Петербурге приятельствовал с
194 Эйлером. Методы расчета арочных и фермных конструкций у него слегка
195 опережали своё время. Васильич даже не смог припомнить, чтобы у него в
196 курсе сопромата такое было. Впрочем, возможно в XX веке эти методы были
197 благополучно забыты, вытеснившись более совершенными.
200 ферму со скоростью пешехода тягач потащил по Большому Колесному пути.
202 Естественно, такая операция не могла остаться без внимания местных
203 зевак, и к тому месту, где были подготовлены устои для моста, тягач
204 приполз в сопровождении огромной пестрой толпы. Толпа не расходилась,
205 пока продолжалась операция по надвигу фермы, а она была закончена уже на
206 закате. За ночь разохотившиеся рабочие настелили на мост дощатый настил
207 и мы всей бригадой дружно проехали по нему на тягаче.
209 Два таких тягача здесь, пожалуй, бы не разъехались, но две полуторки или
210 две крестьянские телеги — легко.