4 *1 февраля 1805, Бирмингем*
6 Уатт медленно прошёлся вокруг странной конструкции, три фута шириной и
7 шесть длиной, объединявшей в себе котельный агрегат высотой в
8 человеческий рост и паровую машину, примерно вдвое ниже.
10 — Вы знаете, Уильям, — обратился он к Конгреву, — я такое повторить не
13 — Как?! — удивился тот. — Вы, изобретатель паровой машины, имея образец,
14 не сможете повторить то, что в Индии производят чуть ли не десятками в
15 день, минимум на двух заводах — в Дели и Лахоре.
17 — Вот именно, что у них есть два завода. И у них есть тысячелетние
18 традиции обработки металла, которых нет нигде в Европе. Вы посмотрите на
19 это, — механик ткнул пальцем в шатун, матово блестевший смазкой. —
20 Это сталь. Не чугун, а сталь, но это явно отливка. Никто в Европе не
21 умеет лить сталь. А они, как вы говорите, производят стальные отливки
22 сотнями в день на нескольких заводах. Но самое удивительное в этой
23 машине, это котёл. Я в своё время был категорически против, когда
24 Тревитик хотел установить на паровой повозке котёл с давлением в пять
25 атмосфер, считал что это очень опасно. А тут не котёл, а витая трубка
26 какая-то. На вид совершенно несерьёзно. Но рабочее давление пятьдесят
27 атмосфер. Пятьдесят, Уильям. И, судя по вашим словам, они доверяют
28 эксплуатацию этих машин неграмотным ткачам. Это всё потому, что у них
29 есть металл, который в полсотни раз прочнее нашего.
31 Мы с Уилкинсоном три дня возились с этой машиной. Джон просто плакал от
32 зависти, видя тот уровень обработки железа, который у них доступен для
33 массовой выделки. Глядя на эту машину я вполне готов поверить в страшные
34 рассказы про железный корабль, неуязвимый для ядер, разгромивший
35 какой-то отряд под Бенаресом. И в пушки, стреляющие десять раз в минуту.
36 И в железный мост через Инд или Ганг.
38 А Уилкинсон теперь мечтает о поездке в Индию. Он всегда был немножко
39 сдвинут на металлургии, и теперь ему хочется увидеть эти чудеса своими
40 глазами. Ну и что, что ему уже за семьдесят. Питер Вульф его на год
41 старше, но ведь уехал. И теперь пишет оттуда письма, переворачивающие
42 все представления о химии.
44 Вы знаете Уильяма Волластона? Младшего партнера Смитсона Теннанта из
46 Наверняка ведь по вашим ракетно-взрывчатым делам вам приходилось иметь
49 Уилкинсон с ним тесно сотрудничает по части теоретических изысканий в
50 области обработки металлов. Конечно Волластон больше интересуется
51 платиной, чем железом, но созданные им приборы очень помогают в
52 определении качества металлических отливок.
54 Так вот, мы с Джоном, когда поняли что не можем определить, какие именно
55 сплавы употребляются в различных деталях этой машины, пригласили его для
56 консультаций. Его новый аппарат позволяет определять состав сплава,
57 разлагая с помощью призмы Ньютона свет, испускаемый раскаленным добела
60 Мы установили, что в этой машине используется как минимум пять разных
61 видов стали. Причем, похоже, что дело не в том, что это руды с разных
62 месторождений, а в том, что эти примеси вносились в металл при плавке
65 Причем, Волластон утверждает, что некоторые из этих примесей
66 представляют собой доселе неизвестные химические элементы.
67 Это, впрочем, неудивительно. В одном из писем Вульфа написано, что на
68 Земле имеется 90 элементарных веществ, из них более 60 — металлы.
69 А нам известно пока что куда меньше. Если бы этот молодой швед, Шееле,
70 не погиб так нелепо двадцать лет назад, может быть мы знали бы больше.
72 Кстати, о шведах. Во всей огромной коллекции Уилкинсона мы нашли только
73 один образец стали, содержащий мало фосфора. Он был как раз
74 произведен где-то в глухом медвежьем углу Швеции. То ли у них там в
75 Индии такие же высококачественные руды, как в Швеции, то ли они умеют
76 как-то удалять из стали избыток фосфора, который приводит к повышению
79 Слушая эту взволнованную речь изобретателя паровой машины, начальник
80 секретной лаборатории Вулвичского Арсенала всё больше и больше мрачнел.
82 — Значит, вы говорите, мистер Уатт, что эта машина обязана своими
83 характеристиками уровню металлургии, который сейчас в Англии недостижим?
85 — Не только, сэр Уильям, не только. Тут ещё есть уровень
86 металлообработки. Вот как они сделали эту витую трубку, на которой нет
87 ни единого шва? Подобные вещи делают ювелиры из мягких драгоценных
88 металлов, но тут-то сталь. Уилкинсон, вы знаете, он крупнейший в Англии
89 специалист по сверлению стволов, плакал, когда мы замеряли зазоры между
92 — Про металлообработку у них рассказывают странные вещи. Говорят, что
93 можно купить болт у кузнеца в Шикарпуре, а гайку — в Бенаресе, и эта
94 гайка навернётся на этот болт. Но это, увы, на уровне слухов. Ну то есть
95 наши агенты действительно покупали болты и гайки по всей Империи, и
96 действительно они подходят друг к другу. Но получить информацию о том,
97 как они это делают, нам пока не удалось. Мы потеряли нескольких агентов
98 при попытке их внедрить на Лахорский завод. Мы попытались внедрить
99 нескольких мальчишек подмастерьями к кузнецам, чтобы добраться если не
100 до паровых машин, то хотя бы до техники попроще, но поработав несколько
101 месяцев те почему-то вдруг проникались имперским патриотизмом и
102 отказывались от дальнейшего сотрудничества.
104 При этом там, в самом сердце Империи, сидят английские эксперты — тот же
105 Вульф, наверняка известный вам Тревитик, и работают почему-то на
106 императрицу Ясмину, а не на короля Георга.
108 — А вы уверены, сэр, что интересы короля Георга и императрицы Ясмины
109 противоречат друг другу? Вам же продали эту машину.
110 Тесть Тревитика, Джон Гарвей, запатентовал от его имени в Англии почти всё
111 интересное, касающееся этой машины, и ещё уйму всего про паровые
112 экипажи. Когда я смотрел эти патенты, я кусал себе локти. Потому что
113 сделать паровую повозку в обход них — вместо красивой и мощной машины,
114 которые, как говорят, уже вытеснили конные дилижансы на трассе
115 Бенарес—Пешавар, получится какое-то уродство вроде телеги того француза,
116 которая проломила стену Арсенала.
118 И тут Гарвей приходит ко мне с предложением — лицензия на все его
119 патенты в обмен на лицению на все мои. Это при том, что он мог бы просто
120 подождать. Срок действия моих патентов истекает буквально в ближайшие
123 Спрашивается, зачем бы ему это делать, если Тревитик не собирается в
124 ближайшее время продавать в Англии такие машины? Кстати, Гарвей приезжал
125 ко мне в Бирмингем на паровой пролётке, которая смотрелась весьма
126 изящно. Не тот сухопутный пакетбот, описание которого вы мне показывали,
127 а весьма изящное ландо. Кучер-механик у него был явно из Индии.
131 *5 февраля 1805, Лондон*
133 Премьер-министр Гренвиль выслушал доклад Конгрева.
135 — Ну что вы скажете на это, сэр Чарльз, — спросил он у сидевшего рядом
136 Корнуоллиса-старшего.
138 — Мне страшно, — ответил старый генерал.
140 — Страшно? Вам?! — удивился Гренвилль.
142 — Да. Фактически, то, что предлагает сэр Уильям, это контратака. Их
144 сейчас откроем наши границы для индийской стали и индийских машин, то
145 завтра не английская Ост-Индская компания будет орудовать в Индии, а
146 индийская Вест-Европейская в Англии. Ясмина очень решительная девушка, и
147 она сделала выводы из успехов английских купцов в Индии, начиная с
148 Клайва. Так что теперь она постарается не упустить своего шанса.
150 Я вообще хотел предложить снять все ограничения на поставку паровых
151 машин на континент, чтобы успеть занять этот рынок до того, как в Египте
152 достроят канал из Красного Моря в Средиземное, и в континентальную
153 Европу хлынет поток индийских машин.
155 Ведь машины это не ткань. Продай кому-то ткань, и он не вспомнит о тебе
156 до тех пор, пока ему не понадобится другая одежда. А вспомнит — так
157 будет выбирать, кто ему сегодня продаст дешевле и лучше. С машиной
158 другое дело. Ей нужен механик, ей нужны запасные части. Причем части от
159 одной машины к другой не подойдут, да и механик тоже хорошо бы был
160 обучен работе именно с такими машинами. Поэтому, если бы мы успели
161 создать в Европе сеть сбыта наших машин, сеть ремонтных мастерских,
162 может быть нам бы удалось сохранить серьёзное положение на рынке.
164 Но сейчас мы видим что даже рынок Англии оказывается не защищён от
165 вторжения индийцев. Гарвей уже фактически работает их торговым
166 представителем. Боултон и Уатт готовы ими стать. При этом сами
167 производить такие машины они не могут — английские металлурги не в
168 состоянии предложить им сталь и чугун нужного качества.
170 Но отказаться от этого «щедрого» предложения сейчас — это остаться без
171 современной техники в разгар войны с Францией. Брат писал мне, что
172 Брюнель, поставив на свой завод по производству всякой деревянной мелочи
173 для флота, индийскую машину, повысил производительность в полтора раза.
174 А буксировшик Фултона с индийской машиной потребляет угля в шесть раз
175 меньше, чем с машиной Уатта. То есть корабль с индийской машиной может
176 находиться в море под парами неделями. В условиях, когда французы копят
177 силы в Бресте, возможность патрулирования Канала судами, не зависящими
178 от силы ветра, неоценима. Но за неё нам нужно продать душу английской
179 промышленности если не дьяволу, то дракону.
181 — По-моему, сэр Чарльз, вы излишне драматизируете. Вот что, а не
182 вернуться ли вам на пост генерал-губернатора Британской Индии? Похоже,
183 что никто в Компании кроме вас не представляет себе тех опасностей,
184 которые таит политика сотрудничества с Дели. В Европе вы сделали что
185 могли. В Ирландии относительно тихо, мир с Наполеоном подписан. А Уэлсли